Понятие высшее образование разные авторы. Образование понятий. Процесс образования понятия

Среди понятий науки выделяют основные (базовые) категории. Категории пронизывают все научное знание и связывают его в целостную систему. Базовыми категориями педагогики большинство исследователей называют: воспитание, образование, развитие, обучение, самовоспитание, самообразование, саморазвитие, воспитательные отношения.

Значение этих категорий в теоретической и практической педагогике трудно переоценить. Они: а) цементируют все педагогическое знание б) признаны и используются как теоретиками, так и практиками во всем мире, в) складывались веками, постепенно вигострюючись, входили в сознание и опыт специалистов разных уровней квалификации. Знание этих категорий позволяет глубже понять педагогику как науку, хотя по степени абстрагирования и обобщения педагогика уверенно занимает место рядом с философией.

Среди основных педагогических категорий значительную роль играет понятие "воспитание", которое органически соединяются с процессами обучения, образования и развития. Воспитание - понятие наиболее общее и универсальное. Оно, как процесс, направляется на выработку определенных норм поведения человека.

Воспитание - это процесс целенаправленного управления формированием и развитием личности в соответствии с требованиями общества. Целеустремленность воспитания определяется поставленной целью воспитания.

Общей целью воспитания является формирование социально активной, гуманистически направленной личности, в своей жизнедеятельности руководствуется общечеловеческими (честь, совесть, человеческое достоинство, справедливость) и культурно-национальными (трудолюбие, свободолюбие и т.д.) ценностями.

Существует многообразная определений процесса воспитания. Это связано с тем, что воспитание - такое широкое и общее понятие, что без специальных уточнений невозможно понять, о котором воспитания именно идет речь.

Во-первых, различают воспитание в широком и узком смысле слова. В широком социальном - это целостный процесс передачи приобретенного опыта от старшего поколения младшему. Под опытом понимают известные человечеству знания, умения, средства мышления, межличностные и общественные отношения, - все, что было создано в процессе развития человечества.

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс, протекающий в определенном учебно-воспитательном учреждении или в семье. Воспитание в узком смысле трактуется с таких существенных позиций:

Как деятельность (К.Д.Ушинский) - целенаправленная, разнообразна;

Как процесс (Ю.К.Бабанський), что ведет к определенным изменениям;

Как влияние, действие (Н.В.Кузьмина и др.)., Что вызывает внутренний отклик субъекту воспитания;

Как целенаправленное взаимодействие (Ш.Амонашвили и др.)., Что воспроизводит процессы действия различных объектов друг на друга (педагогика сотрудничества именно так понимает воспитания);

Как руководство развитием личности (В.В.Билорусова)

Как процесс управления, под которым понимают взаимодействие субъектов педагогических отношений на основе единства разнообразных воздействий, целостного подхода и равных прав участников этого процесса (Р.И.Хмелюк и др..).

Итак, воспитание это:

а) процесс, ведущий к определенным изменениям;

б) целенаправленное управление и руководство развитием личности;

в) взаимодействие всех субъектов и объектов педагогического процесса;

г) развивающая деятельность.

Обучение - процесс целенаправленного управления познавательной деятельностью людей, в ходе которого осваиваются знания, умения, навыки, развиваются познавательные силы и творческие возможности, формируется мировоззрение.

Обучение - это технология образования, обучение отражает процессуальный сторону образования, в рамках которой взаимодействуют учитель и ученик. Теория обучения называется дидактикой.

Образование - это процесс и результат усвоения человеком знаний, умений, навыков и связанных с ними практических и познавательных средств деятельности. Образование способствует формированию мировоззрения, означает приобретение определенной суммы знаний из разных областей науки. Традиционно образование понимается как составная часть воспитания.

Все эти категории (воспитание, обучение, образование) между собой взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимосвязаны, но не тождественны, то есть находятся в диалектической взаимосвязи. Эти взгляды можно проиллюстрировать с помощью так называемой "педагогической матрешки", идея которой принадлежит российской исследовательницы В.С.Безруковий. Категории "воспитание", "образование", "обучение" соотносятся по принципу "матрешки": маленькая матрешка - это обучение, средняя - образование, большая - воспитание. Представить их отдельно и описать возможно, но невозможно понять сущность одной, не рассмотрев других.

Проиллюстрировать названную зависимость можно с помощью логической схемы соотношения педагогических понятий. За основу берем традиционный подход к определению содержания и объема определенных понятий, а именно:

"воспитание", в широком его понимании, является наиболее общим понятием, охватывает все сферы процесса формирования личности;

"образование" - относится к воспитанию как часть к целому; однако эта категория не является достаточно конкретным, чтобы пользоваться им в повседневной деятельности;

"обучение" является ядром образования, главным путем ее приобретения.

Шпаргалка по педагогике

Определение педагогики

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый. Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни» воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое восприятие педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И лишь в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Педагогика - это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Поэтому в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины - «андрогогика» (от греч. «андрос» - мужчина и «аго» - вести) и «антропогогика» (от греч. «антропос» - человек и «аго» - вести).

Основные задачи педагогической науки

Главной задачей науки о воспитании стало накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека. Функция педагогики - познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Предмет педагогики - это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.

Определение воспитания

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. В педагогике, как и в других социальных науках, понятие «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».

Определение обучения

Обучение - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения - это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения. В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая – обучаем.

Определение и виды образования

Образование - это результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование . По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое . Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки. Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

Понятийное мышление доступно только человеку из всех живых существ. Именно мы обладаем настолько сильным интеллектом, что у нас получается абстрагировать все полученные ранее знания. Понятийное мышление не только в обычной, повседневной жизни нам помогает, но и в И неизвестно, где оно больше пригодится. постигать науку появились благодаря тому, что существует образование понятий. Они играют центральную роль при обучении человека. Но давайте с самого начала разберемся более детально, что же такое понятия, и каким образом они помогают человеку обучаться. А после этого разберемся, как они образуются.

Что такое понятия

Образование понятий - вещь достаточно непонятная, так как ученые до сих пор не могут дать четкое определение самому термину "понятие". Ведь, как оказывается, само значение слов "термин" и "понятие" не является тождественным. Чем же они отличаются? Основной разницей является то, что термин представляет собой лишь слово, которое может описывать понятие.

А понятие - это содержание в мозгу человека определенного образа, связанного с этим словом. Но это если говорить очень условно. Если же выражаться более конкретно, то этого никто не смог сказать. Но без мышления все равно невозможно образование понятия. Образование понятий - это явление комплексное, в котором принимает участие не только мышление, но и воображение, восприятие, память и другие

Данная позиция ближе всего к представителям ассоцианистского подхода в психологии касаемо мышления. Что касается философии, то здесь также нет единства касаемо того, что такое понятие. Так, Платон считал, что это то, что опредмечивает идею. А вот идея непосредственно не существует в мире, но при этом человек может ее почувствовать. Но независимо от того, как понятие называют, оно от этого не перестает быть таковым. Давайте теперь более детально остановимся непосредственно на механизме образования понятия. Но прежде всего следует остановиться на таком пункте, как "определение". Является ли оно непосредственно понятием или же нет?

Что такое определение?


Определение - это предложение, в котором раскрывается сущность определенного понятия и основные признаки, которые его сопровождают. Определения являются основой любого обучения, но при этом через них невозможно передать всего многообразия деталей, которые имеются в понятиях. Более того, определения могут устаревать.

Так случилось с определением понятия "смартфон" 2004 года, которое сейчас трансформировалось в "миниатюрный компьютер с возможностью звонить". Что касается тех далеких времен, то там смартфоном назывался телефон с некоторыми возможностями компьютера. Вот так вот случилось. Поэтому для определений характерна динамичность. Впрочем, как и для понятий. И только если непосредственно постигать эту тему, можно действительно понять значение определенного термина, а не просто посмотрев определение.

Тем не менее вся информация у нас в мозгу просто пропитана всяческими определениями. И это прекрасно, так как благодаря им мы можем вкратце объяснить другому человеку значение определенного понятия. Но полного понимания в его голове не будет. Впрочем, не всегда и нужно.

Образование понятий у учеников или обычных людей


Процесс образования понятий достаточно простой. Но при этом необходимо учитывать, что для того чтобы оно образовалось, необходимо изучить тщательно материал. Нет, какое-то понимание рассматриваемого явления и так будет у человека. Но только если обеспечить детальное понимание, то формируемое понятие у человека будет максимально качественным.

Понятие как форма мышления. Образование понятий

Что нужно для образования понятий у человека? Есть ли наука, которая изучает образование понятий? Логика - вот она. Она активно используется не только среди философов, но и психологов. Вообще, психологам очень трудно ответить на вопрос о том, как образуются понятия. Но при этом кое-что известно не только психологам, но и обычным людям. В первую очередь для образования любого понятия необходимо, чтобы была информация. Дальше она пропускается через что провоцирует образование огромнейшего количества связей между нейронами.


При этом в мозгу вся эта информация упорядочивается и систематизируется, что приводит к образованию не одного понятия, а их огромного количества за один раз. При этом в мозгу есть определения к каждому слову, которое человек когда-нибудь учил. Благодаря этому можно сформировать определение к чему-угодно. Собственно, данное упражнение помогает узнать много чего интересного и полезного. Давайте же более детально разберемся, как через составление определений формировать у себя в мозгу максимально детализированные понятия.

"Составление определений" как эффективная техника обучения

Она очень простая, но при этом ее эффективность явно на высочайшем уровне. Вот инструкция по поводу того, как просходит основное образование. Понятие должно быть максимально доступно вам, но при этом лаконично. Этого эффекта вы должны добиться.

  1. С самого начала детально прочитываем тот материал, который хотели бы изучить.
  2. После этого в виде списка, графиков или иных элементов структуризации выписываем основные черты, связанные с рассматриваемым явлением.
  3. После этого составляем как минимум пять определений к понятию.

При этом важно следить за тем, чтобы они были как можно более масштабными. В этом случае достигается положительный эффект при обучении. Вот такая простенькая на первый взгляд, но действительно работающая методика обучения, которой может пользоваться каждый студент или школьник.