Пенсионный фонд РФ: сущность, источники образования и назначение. Пенсионный фонд РФ: структура, функции, задачи

ПФ РФ - это государственное учреждение, осуществляющее обязательное пенсионное страхование в РФ. Создание ПФ РСФСФ в 1990 году (постановление Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1) знаменовало собой начало реформирования системы пенсионного обеспечения путем отделения бюджета этой системы от бюджета государства.

ПФ РФ является крупнейшим из государственных внебюджетных фондов. Средства его бюджета находятся в федеральной собственности РФ, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. В своей деятельности ПФ РФ подотчетен Правительству РФ. Бюджет ПФ РФ и отчет об исполнении бюджета ежегодно утверждаются Федеральным Собранием РФ. Соответствующие законопроекты вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Правительством РФ.

Основные задачи Пенсионного фонда РФ:

назначение и выплата трудовых пенсий и определенных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, финансирование расходов на выплату и доставку этих пенсий;

организация и ведение персонифицированного учета в соответствии с ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования ”(1996 с изм . и доп.2001);

подготовка и внесение в Правительство РФ законопроектов о бюджете ПФ РФ на очередной финансовый год и отчете об исполнении бюджета ПФ РФ за прошедший год, а также предложений и законопроектов о реформировании и совершенствовании системы государственного пенсионного обеспечения (страхования);

межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ;

участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по пенсионным вопросам;

проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ.

ПФ РФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. ПФ РФ до вступления в силу части II Налогового кодекса РФ осуществлял также контроль за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов. С 1 января 2001 года функция сбора единого социального налога (взноса) была передана Министерству РФ по налогам и сборам (ныне - Федеральная налоговая служба, входит в Министерство финансов РФ).

В соответствии с законодательством [включая часть II Налогового кодекса РФ и ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”(2001)] бюджет ПФ РФ формируется за счет страховых взносов, средств федерального бюджета РФ, направляемых целевым образом на финансирование установленных законом расходов, средств, возмещаемых ПФ РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования, добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей застрахованных лиц, иных источников, не запрещенных законодательством РФ. До 1 января 2001 г. в доходы бюджета Пенсионного фонда РФ поступали также обязательные страховые взносы работающих в размере 1% от всех видов заработков, свободные средства Государственного фонда занятости населения РФ и средства, которые возмещались этим фондом по расходам на выплату досрочных пенсий безработным гражданам.

За счет бюджета ПФ РФ финансируется выплата пенсий, предусмотренных законодательством РФ, включая трудовые пенсии (в том числе трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности, трудовые пенсии по случаю потери кормильца), социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

C 2003 г. размеры базовых частей трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца индексируются с учетом темпов роста инфляции. Страховая часть трудовой пенсии также индексировалась исходя из уровня роста цен за соответствующие периоды, установленные федеральным законом от 17 декабря 2001 г . №173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (в ред. от 31 декабря 2002 г .) для индексации страховой части трудовой пенсии, но не менее чем на 11,3% за 2003 год.

Средства бюджета ПФ РФ, в соответствии с федеральным законом о бюджете ПФ РФ, направляются также на доставку пенсий, выплачиваемых за счет этого бюджета, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика. Расходы, не предусмотренные бюджетом ПФ РФ на соответствующий финансовый год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета ПФ РФ создается резерв. Размер резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете ПФ РФ.

Средства ПФ РФ направляются, подчеркнем еще раз, на выплату государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца); пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных и техногенных катастроф. За счет средств ПФ РФ финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные денежные выплаты,

Наибольший удельный вес в расходах ПФ РФ занимают выплаты государственных пенсий и пособий. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям; социальных пенсий; социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших надень смерти; расходы на предоставление льгот по пенсионному обеспечению граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных и техногенных катастроф; расходы на повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны и вдовам военнослужащих; расходы на выплаты государственных пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу; расходы на доставку и пересылку указанных видов государственных пенсий.

Поступление и расходование средств Пенсионного фонда РФ в период с 2004 по 2006 года отражены в таблице 8.2.1.

Поступление и расходование средств Пенсионного фонда РФ, млн. руб.

Поступление средств, всего

Из них страховые взносы и налоговые платежи

Расходование средств, всего

Из них на финансирование пенсий и пособий

В доходах ПФ РФ в 2007 г . на налоговые доходы (страховые взносы) приходилось 871020400 тыс. руб. (46,14% всех доходов), неналоговые (доходы от размещения в активы) — 7597531,8 тыс. руб. (3,41%), безвозмездные (средства федерального бюджета) — 1009102769,8 тыс. руб. (50,45%).

Длительное время в России действовала распределительная система пенсионного обеспечения , но ее нельзя признать эффективной, особенно в условиях сложившейся демографической ситуации — роста количества лиц преклонного возраста и сокращения числа работающих. С 1 января 2002 г. начала действовать смешанная система пенсионного обеспечения . Распределительная система финансируется из налоговых поступлений от предприятий. Она защищена от рисков, связанных с финансовым положением отдельных предприятий и регионов, но не от страховых рисков (например, экономических кризисов). Переход к накопительной пенсионной системе должен повысить уровень защищенности пенсий в России.

В 2002 г. часть ЕСН, предназначенная для финансирования выплат из Пенсионного фонда РФ для всех работодателей, делится на: единый социальный налог, уплачиваемый в федеральный бюджет, и на страховые взносы в ПФ РФ. При этом сумма налога, зачисляемого в федеральный бюджет, будет уменьшаться на сумму начисленных за расчетный период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. На всех застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета были открыты лицевые счета, на которые должны зачисляться страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников. Лицевые счета состоят из двух частей: страховой и накопительной.

Страховая часть трудовой пенсии будет учитываться на индивидуальном лицевом счете с учетом индексации. Сведения о пенсионных накоплениях будут учитываться в специальной части лицевого счета. Накопления будут состоять из страховых взносов, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, и доходов от инвестирования этих средств. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, будет устанавливаться социальная пенсия.

Целевым источником финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии являются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Виды и структура трудовой пенсии определены Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть трудовой пенсии финансируется за счет части сумм ЕСН, подлежащей зачислению в федеральный бюджет. Постановлением Правительства РФ от 24 января 2002 г. № 42 “Об утверждении коэффициентов индексации с 1 апреля 2006 года базовой и страховой частей трудовой пенсии” утвержден коэффициент индексации в размере 1,09. За счет страховых взносов, зачисляемых в бюджет ПФ РФ, будут финансироваться страховая и накопительная части трудовой пенсии.

Наиболее сложным вопросом, решаемым при переходе к накопительной системе, является выработка механизма инвестирования взносов с накопительных счетов в ПФ РФ. Предлагалось основную часть средств с накопительных счетов вкладывать в государственные ценные бумаги и банковские депозиты, а в перспективе — в акции и корпоративные облигации. Гарантией сохранности этих денег должны стать золотовалютные резервыЦентробанка и весь российский бюджет. Оставшуюся часть средств пр едлагалось инвестировать за рубеж.

Первоначально решение этих вопросов регулировали Временные правила размещения средств страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2002 г. № 165. Они определяли направления размещения средств стр аховых взносов до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”. В соответствии с этим законом вышеназванные средства могут быть вложены в государственные ценные бумаги РФ, обязательства по которым выражены как в валюте РФ, так и в иностранной валюте.

К началу 2004 г. российские граждане должны были окончательно определиться с местом, куда будет направлена накопительная часть пенсионных взносов: либо оставить эту часть в инвестиционном портфеле ПФ РФ, либо доверить ее частным управляющим компаниям, либо в качестве частных инвесторов выбрать место для их хранения самостоятельно.

Особая роль на этапе пенсионной реформы отводилась негосударственным пенсионным фондам (НПФ). НПФ наряду с Пенсионным фондом РФ должны были стать полноправными участниками рынка накопительной обязательной государственной пенсионной системы.

Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах” определено, что негосударственный пенсионный Фонд (НПФ) — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

Деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионного страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г . № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и договорами об обязательном пенсионном страховании;

Деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению его участников осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Направления вложения этих денег утверждены Федеральным законом от 24 июля 2002г. № 111-ФЗ “Об инвестировании средств дл я финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”, а максимальный размер инвестиций в каждый из них должен быть утвержден специальным постановлением Правительства РФ.

На российском рынке в настоящее время действуют свыше 284 НПФ. В то же время, по оценкам специалистов, для того чтобы обеспечить 10% работающего населения, потребуется как минимум 800 НПФ, а 30% населения — 2000 НПФ. Их активы составили 125,6 млрд. руб. (около 4,5 млрд. долл.), что почти вдвое больше, чем на начало 2003 года (63,7 млрд. рублей). п енсионные резервы выросли до 89,5 млрд. руб. (более 3 млрд. долл.), или на 74% больше, чем на начало 2003 года (51,4 млрд. рублей). Основная доля пенсионных взносов поступает от вкладчиков — юридических лиц. В то же время количество лиц физических, пользующихся услугами негосударственной пенсионной системы, по итогам первого полугодия 2002 г. сократилось почти на 18 тыс. человек. Это объясняется общей неуверенностью населения в эффективности накопительной схемы. Число участников НПФ превысило 5,2 млн. человек. Негосударственные пенсии получают 429 тыс. человек.

Во всем мире пенсионные фонды считаются долгосрочными инвесторами, обладающими самыми длинными финансовыми ресурсами. Обязательства, отсроченные на 20—25 лет, позволяют более гибко и широко использовать возможности инвестиционного рынка. В нынешней России пока мало объектов для долгосрочного инвестирования. Большая часть вложений делается исходя из краткосрочной стратегии, — до 90% всех резервов вкладывается в краткосрочные инструменты, то есть со сроком погашения до одного года, что делает инвестиции чрезвычайно зависимыми от состояния рыночной конъюнктуры. При этом степень риска вложений оценить весьма сложно, так как в России очень молодая рыночная система и статистических данных о банкротствах недостаточно. Специально для нашей страны используются российские версии международных рейтингов.

Переход к накопительной системе требует обеспечения полной прозрачности и четкой регламентации процесса инвестирования накоплений. Но до сих пор не выработана стратегия инвестирования; продолжаются дискуссии по техническим вопросам. Большие проблемы создают и высокие темпы инфляции, что ставит под вопрос эффективность инвестирования накоплений.

Сотрудники Департамента экономической безопасности обнаружили огромные растраты в Пенсионном фонде России. Имеются сведения, что деньги шли на покупку квартир, машин сотрудникам фонда.

Федеральным законом РФ от 21 июля 2007 г . N 182-ФЗ «о бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 2 330 632 659,2 тыс. рублей, из них 2 107 198 283,4 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 1 280 281 467,5 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 1 872 000,0 тыс. рублей; общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 2 113 706 514,0 тыс. рублей, из них 2 093 436 876,8 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств дл я финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации, в сумме 10 700,0 тыс. рублей; предельный объемпрофицита бюджета Фонда в сумме 216 926 145,2 тыс. рублей, из них 13 761 406,6 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств дл я финансирования накопительной части трудовых пенсий.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) был обра­зован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Это постановление было принято после принятия Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР» 20 ноября 1990 г. Ре­ально фонд начал функционировать лишь с I января 1992 г.

Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» заложил основы страховой системы пенсионного обеспечения.

При этом решались две принципиальные задачи:

1. Средства пенсионной системы выводились из государствен­ного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса, а ПФ приобретал статус самостоятельного государствен­ного внебюджетного фонда.

2. Основным источником финансирования пенсионных вы­плат становились страховые взносы и платежи, которые уплачива­лись за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами становился не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФ сохраняли статус федеральных средств, в то же время, по своей природе, они являлись средствами обязательного пенсионного страхования.

Новая пенсионная система основывалась на следующих прин­ципах:

1) каждый гражданин, работающий по найму, подлежал обяза­тельному (принудительному) пенсионному страхованию незави­симо от его воли и воли работодателя;

2) все условия и нормы уплаты страховых взносов, условия и нормы пенсионного обеспечения определялись законом и не мог­ли меняться по соглашению сторон трудового договора, по воле Президента РФ или решениями Правительства РФ;

3) реальный уровень пенсий находился в неразрывной связи со страховым стажем и размером заработка, из расчета которого уплачиваются страховые взносы;

4) средства обязательного пенсионного страхования были не­прикосновенны, не могли изыматься даже временно и расходо­ваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахо­ванных их семей.

Для реализации этих идей и был создан ПФ. Его главная цель - аккумуляция средств, предназначенных на выплату трудовых пен­сий и управление финансами пенсионного обеспечения.

ПФ является самостоятельным финансово-кредитным учреж­дением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Основным документом, регламентирующим его деятельность, является По­ложение о Пенсионном фонде России, утвержденное Постанов­лением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. от 5 августа 2000 г.).

В основные задачи ПФ входят:

1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов от платель­щиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в за­конодательном порядке;

2) финансирование выплаты пенсии, а также других расходов в соответствии с назначением ПФ;

3) контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ страховых взносов, а также за пра­вильным и рациональным расходованием его средств;

4) капитализация средств ПФ, а также привлечение в него доб­ровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц.

Будучи элементом системы управления финансами пенсионно­го обеспечения ПФ РФ осуществляет следующие функции:

♦ участвует в определении размера взносов на государственное страхование, обосновании их дифференциации по предпри­ятиям и организациям;

♦ участвует в подготовке предложений по совершенствованию пен­сионного обеспечения и разработке социальных программ;

♦ осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

ПФ является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных со­циальных фондов. Общий бюджет ПФ составляет примерно "/, фе­дерального бюджета РФ.

В 2006 г. объем получаемых ПФ доходов и выполняемых им пенсионных платежей составил 1,609 трлн руб. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн российских пенсионеров. Кро­ме того, в соответствии с действующим законодательством, ПФ России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тыс. граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тыс. граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах.

В настоящее время в системе индивидуального (персонифи­цированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн застра­хованных работников и свыше 38 млн пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн работодателей-страхователей.

Средства ПФ формируются за счет следующих источников:

1) страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов (85-90% всех доходов ПФ);

2) ассигнований из бюджета на выплату пенсий военнослужа­щим, социальных пенсий, пособий и компенсаций (5-6%);

3) добровольных взносов физических и юридических лиц (1 - 2%);

4) доходов от капитализации средств ПФ и других поступлений (2-3%);

5) средств, возмещаемых ПФ Государственным фондом заня­тости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным (1%);

6) пеней, штрафов, финансовых санкций, а также банковских начислений по остаткам средств на счетах региональных ПФ (1%).

Бюджет ПФ формируется в основном за счет страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:

♦ работодатели - предприятия, учреждения, организации;

♦ крестьянские хозяйства;

♦ родовые семейные общины малочисленных народов Севера,

занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

♦ индивидуальные предприниматели;

♦ нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, част­ные детективы.

До 2001 г. тарифы страховых взносов в ПФ составляли:

♦ для работодателей-организаций - 28,0%;

Для работодателей-организаций, занятых в производстве сель­скохозяйственной продукции, - 20,6%;

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упро­щенную систему налогообложения - 20,6% доходов, определя­емых исходя из стоимости патента.

Для работников - 1%.

С введением единого социального налога с 1 января 2001 г. раз­мер страховых взносов изменился. Перестали платить страховые взносы работники. Для работодателей размер страхового взноса составил 28%; для фермерских хозяйств и организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семей­ных общин малочисленных народов Севера, занимающихся тра­диционными отраслями хозяйствования, - 20,6%; для индивиду­альных предпринимателей - 9,6%, для адвокатов - 7,0%. Причем существовала регрессивная шкала налогообложения. Указанные ставки действовали в отношении налоговой базы на каждого от­дельного работника нарастающим итогом с начала года в размере до 100 000 руб. При возрастании налогооблагаемой базы размер отчислений снижался. Так, при налоговой базе свыше 600 000 руб. работодатели платили всего 83 300 руб. + 2,0% с суммы, превы­шающей 600 000 руб.

С 1 января 2005 г. отчисления в ПФ для работодателей состави­ли 20%; для фермерских хозяйств и организаций, занятых в про­изводстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традици­онными отраслями хозяйствования - 15,8%; для индивидуальных предпринимателей - 7,3%, для адвокатов - 5,3%.

Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих расчетных или текущих счетов на счет ПФ РФ по месту регистрации в качестве плательщиков взносов. За счет средств ПФ осуществляются:

1) выплата трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжа­ющим за пределы России;

2) выплата социальных пенсий и пособий (1,5% расходов ПФ). Социальные пенсии - это пенсии людям, не имеющим заработка (например, инвалиды с детства), трудовой книжки; пенсии при потере кормильца. Пособия на детей военнослужащих срочной службы; пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия на де­тей одиноким матерям; пособия на детей, инфицированных ВИЧ; а также компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС, и др.;

3) выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются из госбюджета (5% расходов ПФ);

5) расходы по доставке пенсий (3,6%);

6) выплата пособий на погребение (0,5%).

ПФ финансирует различные программы по социальной подде­ржке инвалидов, пенсионеров и детей.

Руководство ПФ РФ осуществляет Правление, и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Правление осу­ществляет оперативно-методическое руководство деятельностью фонда, представляет его во взаимоотношениях с государственны­ми, общественными и международными организациями. Отделе­ния ПФ есть во всех регионах и крупных городах.

Пенсионный фонд России включает: 7 управлений ПФ по феде­ральным округам Российской Федерации, 86 Отделений ПФ, в том числе ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов ПФР - 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъ­ектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.

Бюджет ПФ и смета расходов, а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. В Законе о бюджете ПФ РФ утверж­дается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

В настоящее время пенсионная система нуждается в реформи­ровании, что обусловлено целым рядом факторов. Прежде всего наблюдается финансовая несбалансированность пенсионной сис­темы, вследствие чего объем средств, необходимых для выплаты пенсий, не обеспечивается поступлением страховых платежей. Средний размер пенсии близок к прожиточному минимуму пен­сионера, а минимальный составляет четверть минимума. Одним из самых негативных социальных явлений стали задержки с вы­платой пенсий. Кроме того, несовершенным является сложивший­ся механизм взаимоотношений федерального бюджета и ПФ по возмещению расходов на пенсии, подлежащие финансированию из федерального бюджета (социальные пенсии, пенсии военно­служащим и т.п.). Несовершенной является и сам механизм пен­сионной системы.

Пенсионная система России построена по распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. При этом на выплаты пенсий пожилым людям используются поступления в фонды пенсионного страхования от работающего населения. Лица, платившие страховые взносы, получают при достижении пенсионного возраста право на пенсию, которая финансируется, в свою очередь, следующими поколениями плательщиков страхо­вых взносов. В данном случае говорят о так называемом договоре между поколениями.

На такого рода принципах солидарности и текущего финан­сирования в 60-70-х гг. XX столетия были построены системы пенсионного обеспечения всех развитых государств с социально ориентированной рыночной экономикой. Преимущества распре­делительных пенсионных систем состояли в следующем:

♦ возможность начать выплату пенсий незамедлительно, посколь­ку не требуется времени для накопления;

♦ размеры пенсий не зависят от результатов функционирования финансовых рынков и деятельности руководства пенсионных фондов;

♦ финансируемые таким образом пенсии обеспечивают более на­дежную защиту и более высокую норму замещения (отношение пенсии к заработной плате) для лиц с невысокой заработной платой.

Однако в распределительной системе величина пенсионных фондов непосредственно зависит от демографических факторов и состояния рынка труда.

При такой системе размер пенсий находится в тесной связи с размером заработной платы. И если заработная плата снижается по каким-либо причинам, то снижаются и возможности по выплате пенсий. При такой системе неизбежны также сокрытия заработ­ной платы от уплаты страховых взносов. Ярким примером тому является ситуация в России, где за последние годы не только су­щественно сократилась доля заработной платы в ВВП (на 45%), но и широкое распространение получили разные способы сокрытия заработной платы. Так, предприятия часто используют специаль­ные ссудные счета, натуральные формы оплаты. Возросло число «самозанятых» лиц, которые уклоняются от уплаты налогов.

При распределительной системе учитываются только общие показатели: трудовой стаж, размеры заработка за определенный период времени, льготы. Поскольку распределительная система устанавливает тесную связь между числом работающих и пенсио­неров, с сокращением первых или увеличением вторых уменьшает­ся и размер пенсий. Поэтому возможности такой системы весьма ограничены, если учитывать существующую демографическую ситуацию.

Распределительная система бескризисно существует при соот­ношении 10-11 работающих на одного неработающего. При более низких соотношениях она начинает давать сбои. Сегодня в России на одного работающего приходится 1,7 неработающих и, судя по прогнозам, численность экономически активного населения будет снижаться, а численность пенсионеров расти. Происходит общее постарение населения страны: при общем его росте за последние 10 лет на 7,7% численность лиц пенсионного возраста увеличи­лась на 33,4%, а их доля в составе населения поднялась с 16,3 до 20,2%.

В условиях, когда снижается доля всех занятых и занятых по найму в общей численности трудоспособного населения, возни­кает объективная необходимость изменить формы пенсионного обеспечения и более тесно увязать уровень пенсий различных ка­тегорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом.

Этим требованиям в большей степени отвечает накопительная пенсионная система. При накопительной системе поступающие страховые взносы не сразу расходуются на выплату пенсий, а на­капливаются и инвестируются. Вместе с полученными от инвести­рования доходами они в будущем используются для пенсионного обеспечения тех, кто осуществлял накопление.

Считается, что накопительная пенсионная система обладает следующими преимуществами. Она:

1) не зависит от демографической ситуации в стране, от соот­ношения работающих и пенсионеров, хотя и продолжает зависеть от темпов экономического роста;

2) обеспечивает дифференциацию пенсий в зависимости от того, каковы накопления человека и насколько эффективно они были инвестированы;

3) позволяет использовать аккумулируемые деньги для долго­срочного инвестирования в экономику;

4) сочетается с системой конкурирующих друг с другом не­государственных пенсионных фондов, что облегчает внедрение рыночных начал в пенсионное страхование.

Вместе с тем высказываются и аргументы за более осторож­ный подход к накопительной системе. Прежде всего это касается сохранности накопленных средств по мере их накопления. Если обратиться к истории развития системы пенсионного страхования, то можно вспомнить такой пример. В Германии, в первые 20 лет своего существования (т.е. к началу Первой мировой войны) систе­ма социального страхования накопила огромный капитал. В 1923 г. объем его был достаточен для выплаты пенсий в последующие 13 лет. Однако во время Первой мировой войны государство вос­пользовалось этими денежными средствами для финансирования военных расходов. В результате значительную часть накопленного в системе пенсионного страхования капитала пришлось вложить в акции государственного займа, которые обесценились, поскольку война была проиграна. К тому же сильнейшая инфляция, разра­зившаяся в стране, превратила оставшиеся в фонде средства в пустые бумажки. От чистого капитала, с которым система пенси­онного страхования работала до Первой мировой войны, к 1924 г. осталось приблизительно 15%.

Накопительная пенсионная система предусматривает безо­пасное, без риска, вложение капитала, накапливаемого с целью финансирования выплаты пенсий. Однако в условиях быстрых изменений и роста экономики достичь этого практически невоз­можно.

Если при распределительной системе выплату пенсий можно начинать с того месяца, за который собраны страховые взносы, то при накопительной наблюдается другая картина. Уплаченные страховые взносы используются с начала в основном для того, чтобы создать резервный капитал, а потому пенсии можно начать выплачивать только тогда, когда то поколение, которое активно работает сейчас и создает этот резервный капитал за счет уплаты страховых взносов, достигнет пенсионного возраста, т.е. станет следующим поколением пенсионеров.

Однако ни одно цивилизованное государство не позволит оставить без пенсионного обеспечения современное поколение пенсионеров. Поэтому более рациональным является сочетание распределительной и накопительной пенсионной системы.

Сегодня в одних государствах накопительная система является лишь незначительным «довеском» к распределительной, в других - накопительный механизм постепенно вытесняет распределитель­ный. В России в любом случае при переходе от распределительной системы к накопительной неизбежен период сосуществования двух систем, в рамках которого государству потребуется возмещать по­тери поступлений в распределительную систему, вплоть до полного исполнения обязательств. Именно по этому пути и осуществляется сейчас реформирование пенсионной системы в РФ.

7 августа 1995 г. называют началом реформы пенсионного обес­печения в России. В этот день вышло Постановление Правительства РФ № 790 «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации». В соответ­ствии с «Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения» в РФ пенсия должна складываться их трех составляющих, а именно базовой, трудовой (страховой) и негосударственной.

Базовые пенсии, назначаемые всем гражданам России, должны обеспечивать материальные условия жизни независимо от нали­чия трудового стажа и назначаться в твердых размерах с учетом нрожиточного минимума пенсионера и степени трудоспособно­сти. Трудовая (страховая) пенсия должна соответствовать объему участия в социальном страховании, зависящему только от продол­жительности страхования и величины уплаченных взносов. Нако­нец, негосударственная пенсия - необязательная составляющая, выплачиваемая через негосударственные пенсионные фонды. По мнению разработчиков концепции, негосударственная пенсия должна была заменить профессиональные пенсии, пенсии, свя­занные с неблагоприятными условиями труда, а также служить прибавкой для лиц, желающих получать повышенный доход при выходе на пенсию.

Хотя в этот период трехуровневая система пенсий так и не была создана, часть намеченных в Концепции мероприятий была ре­ализована. В частности, с 1 апреля 1996 г. была введена систе­ма индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования. В июне 1997 г. при Пенсионном фонде был создан Информационный центр персо­нифицированного учета.

8 мае 1998 г. была принята «Программа пенсионной рефор­мы РФ», предусматривающая переход от распределительной к смешанной пенсионной системе. В этой системе три уровня пен­сионной системы сохранились, но были модифицированы и кон­кретизированы.

Социальная пенсия должна предоставляться за счет общих на­логовых поступлений после обязательной проверки нуждаемости лишь тому, кто не имел возможности накопить средства для про­живания в старости и не располагает иными источниками суще­ствования. Обязательная накопительная пенсия выплачивается всем работающим по найму. Она финансируется самим работни­ком за счет отчислений от зарплаты и за счет инвестиционного дохода. Размер этой пенсии ставится в зависимость от величины индивидуальных накоплений и инвестиционного дохода, полу­ченного на протяжении трудовой жизни. Дополнительные пенси­онные системы включают обязательные для отдельных категорий работодателей взносы и добровольные личные взносы работни­ков, позволяющие достичь более высоких стандартов пенсионного обеспечения.

Однако эта реформа также не была проведена по причине ав­густовского кризиса 1998 г.

С 1 января 2002 г. начался третий этап пенсионной реформы. Основу новой пенсионной системы составили три федеральных закона, принятых в конце 2001 г., - «О государственном пенси­онном обеспечении», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ». 24 июня 2002 г. был принят еще один Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Рос­сийской Федерации».

В соответствии с этими законами трудовая пенсия делится на три части: базовую, страховую и накопительную часть. Базовая часть одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Она индек­сируется с учетом инфляции. Страховая часть привязана к сумме полученных за данного гражданина пенсионных взносов, учтенных на так называемом «условно-накопительном счете». Она также подлежит индексации с учетом инфляции, зарплаты и «индекса роста доходов Пенсионного фонда в расчете на одного пенсио­нера». Как базовая, так и страховая части являются элементами распределительной системы. Они не предполагают инвестиро­вания собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений.

Третья часть трудовой пенсии - накопительная. Она представ­ляет собой определенный процент пенсионных взносов, разли­чающийся в зависимости от возраста работника и его заработка. Эта часть накапливается в Пенсионном фонде и учитывается в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица». Накопительная часть формирует будущую пенсию. При этом аккумулированные средства инвестируются либо государственной управляющей компанией (Внешэконо­мбанк), либо частными структурами - уполномоченной управля­ющей компанией или негосударственным пенсионным фондом.

В 2003 г. предполагалось, что ставка взноса по накопительной системе (на именные накопительные счета) должна составить 3% общего объема средств, направляемых в ПФ. В 2006 г. она должна составить уже 5%, в 2009 г. - 7, а в 2010 г. - 8%.

Для лиц, выходящих на пенсию по старости до 2005 г., доля тарифа для зачисления на именной накопительный счет (даже если они будут продолжать трудиться) станет направляться ис­ключительно в ПФ, поскольку их пенсии будут финансироваться целиком за счет текущих поступлений в этот фонд без использо­вания именных накопительных счетов.

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизо­ванный внебюджетный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение денежных средств в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.

К функциям фонда относятся:

Аккумуляция денежных средств фонда на специаль­ном счете;

Финансирование расходов в соответствии с федераль­ным законом о фонде;

Организация работы по формированию и расходованию денежных средств фонда;

Организация и ведение индивидуально-персонифици­рованного учета застрахованных лиц;

Участие в разработке и реализации государственных и международных договоров по вопросам пенсионного обес­печения граждан;

Контроль за своевременным и полным поступлением денежных средств, правильным и рациональным их расхо­дованием в соответствии с федеральным законом о фонде.

Источниками финансирования бюджета фонда являются:

Страховые взносы работодателей (организаций, пред­приятий);

Страховые взносы граждан, занимающихся индивиду­альной трудовой деятельностью;

Страховые взносы других категорий работающих граж­дан РФ;

Ассигнования из федерального бюджета РФ на выпла­ту государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям и лицам, приравниваемым к ним;

Средства, возмещаемые Пенсионному фонду РФ Госу­дарственным фондом занятости населения РФ в связи с на­значением досрочных пенсий безработным;

Добровольные взносы юридических и физических лиц;

Доходы от деятельности фонда.

Денежные средства фонда направляются на следующие цели:

Выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

Компенсационные выплаты неработающим трудоспо­собным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособны­ми гражданами;

Повышение пенсий участникам Великой Отечествен­ной войны;

Выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте стар­ше полутора лет;

Социальную помощь престарелым и нетрудоспособным;

Выплату ритуальных пособий;

Финансирование текущей деятельности фонда и его ор­ганов.

Плательщиками страховых взносов в фонд являются:

Юридические лица и индивидуальные предпринима­тели, занимающиеся отдельными видами деятельности и уп­лачивающие единый налог, взимаемый в связи с применени­ем упрощенной системы налогообложения по нормативу 60% от общей суммы дохода.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты тру­да, по всем основаниям, из которых исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работ по дого­ворам подряда и поручения.

Работодатели представляют в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов, которые банком перечис­ляются на расчетный счет фонда. За несвоевременное зачисле­ние и перечисление по вине коммерческих банков страховых взносов в доход фонда с них взыскивается пеня за каждый день просрочки из расчета 0,12% от суммы страхового взноса.

Индивидуально-персонифицированный учет в системе государственного страхования обусловлен следующими фак­торами:

Созданием условий назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого гражданина;

Созданием информационной базы учета стажа и зара­ботной платы каждого работника, а также сажа застрахо­ванных лиц и их страховых взносов;

Развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в фонд;

Упрощением процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

В основу индивидуального учета в системе пенсионного страхования положены принципы:

Единства государственного пенсионного страхования в РФ;

Всеобщности и обязательности уплаты страховых взно­сов в пенсионный фонд и учета сведений о застрахованных лицах;

Доступности для каждого застрахованного лица сведе­ний о нем;

Использования сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного обеспечения;

Достоверности сведений о суммах страховых взносов каждого плательщика для индивидуального учета;

Осуществления индивидуального учета страховых взно­сов плательщика в процессе всей трудовой деятельности.

В соответствии с данными принципами Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет на каждое зас­трахованное лицо с постоянным страховым номером. Пенси­онный фонд РФ и его территориальные органы выдают каж­дому застрахованному лицу страховое свидетельство госу­дарственного пенсионного страхования. Лицо, впервые по­ступающее на работу по трудовому договору, получает стра­ховое свидетельство по месту работы. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, не являются субъектами пенсионного страхования, за исключением несовершеннолетних, получа­ющих пенсию по случаю потери кормильца.

Сведения о застрахованных лицах предоставляются пла­тельщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Ра­ботодатели предоставляют сведения о всех лицах, работаю­щих у них по трудовым договорам, за которых они уплачи­вают страховые взносы. Эти сведения передаются в органы, в которых работодатели зарегистрированы в качестве пла­тельщиков страховых взносов. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в фонд, сами предостав­ляют сведения о себе в органы фонда по месту своей регис­трации в качестве плательщиков страховых взносов в пенси­онное страхование.

Негосударственное пенсионное обеспечение

Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в формах:

Дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики или территорий;

Личного пенсионного страхования граждан, осуществ­ляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

Дополнительная профессиональная пенсионная система строится с учетом требований:

Обеспечивает выплату пенсий, а не единовременные выплаты, что согласовывается с государственной пенсион­ной системой в отношении видов пенсий и условий их назна­чения и выплат;

Устанавливает взносы выплат, является солидарной или накопительной или сочетает одновременно оба принципа;

Финансируется как за счет взносов работодателя, так и за счет средств работника.

По своей сути негосударственный пенсионный фонд яв­ляется некоммерческой организацией социального обеспече­ния, видом деятельности которой может быть только негосу­дарственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обес­печении населения.

Функциями негосударственного фонда являются:

Аккумулирование пенсионных взносов;

Размещение пенсионных резервов;

Учет пенсионных обязательств;

Выплата негосударственных пенсий только участникам фонда.

Учредителями фонда могут быть юридические и физи­ческие лица. В целях защиты прав и интересов вкладчиков и участников деятельность фонда подлежит обязательному ли­цензированию.

Негосударственный пенсионный фонд:

Разрабатывает условия пенсионного обеспечения уча­стников фонда;

Заключает пенсионные договоры;

Организует прием денежных средств каждого из учас­тников фонда;

Ведет бухгалтерский учет и осуществляет актуарные расчеты;

Производит выплаты негосударственных пенсий;

Осуществляет контроль за своевременным поступлени­ем средств в фонд и их распределением в соответствии с по­ложением о фонде.

Вкладчики фонда имеют право:

Требовать от фонда исполнения обязательств по вып­лате пенсий в соответствии с пенсионным договором;

Представлять перед фондом свои интересы и интересы участников;

Обжаловать действия фонда;

Требовать от фонда перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с положением о фонде и пенсионным договором;

Вкладчики фонда вносят взносы только денежными средствами в порядке и размерах, предусмотренных поло­жением о фонде и пенсионным договором.

Фонд обязан:

Осуществлять учет своих обязательств перед вкладчи­ками и участниками в форме ведения пенсионных счетов;

Представлять вкладчикам и участникам информацию о состоянии солидарных или именных пенсионных счетов;

Выплачивать участникам негосударственные пенсии в соответствии с условиями пенсионных договоров;

Переводить по поручению вкладчика или участника выкупную сумму в другой фонд в соответствии с условиями пенсионного договора;

Не принимать в одностороннем порядке решения, про­тиворечащие положениям фонда.

Негосударственный пенсионный фонд осуществляет раз­мещение пенсионных резервов через управляющего фондом, который обеспечивает возврат переданных фондом пенсион­ных резервов по договорам доверительного управления и иным договорам в соответствии с положением о фонде.

Система пенсионного обеспечения представляет собой цепочку звеньев - от назначения до выплаты пенсий. На­значением пенсий занимаются органы социальной защиты, а финансирование выплат пенсий возлагается на органы пен­сионного фонда.

Цепь назначения и выдачи пенсий включает следующие звенья: управление социальной защиты населения субъекта РФ; районный (городской) орган социальной защиты; регио­нальное отделение пенсионного фонда; банк, пенсионер.

Анализ пенсионной системы и бюджетной классифика­ции свидетельствует:

1. Пенсионный фонд РФ по своему определению являет­ся внебюджетным целевым фондом, и поэтому его денеж­ные средства не должны включаться в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Однако организационно и финан­сово они включены в федеральный бюджет, консолидиро­ванные бюджеты субъектов РФ и в целом в консолидирован­ный бюджет РФ. Как было изложено выше, часть средств фонда образуется за счет денежных средств бюджетов. И уже поэтому фонд формально считается внебюджетным, но по назначению является действительно целевым.

2. Пенсионный фонд РФ формируется из тех же источ­ников, что и бюджет любого уровня. Основным источником дохода фонда являются страховые взносы работодателей (предприятий, организаций, индивидуальных предпринима­телей).

3. Пенсионный фонд РФ по определению, организацион­ному построению системы и пенсионному обеспечению обслу­живает только гражданских лиц.

4. Уволенные военнослужащие из Российской армии, служащие из органов МВД РФ, ФСБ, МЧС РФ и других силовых ведомств обеспечиваются пенсиями непосредствен­но за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.

5. В РФ создана самостоятельная пенсионная структура органов с многочисленным штатом и техническим оснащени­ем, на обеспечение которой требуются значительные ассиг­нования денежных средств за счет налогоплательщиков.

6. Назначением пенсий занимаются органы социальной защиты населения, организационно входящие в состав орга­нов исполнительной власти, а финансирование выплат пен­сий производит Пенсионный фонд РФ. Иначе аккумулиро­ванными средствами пенсионного фонда распоряжаются ис­полнительные органы субъектов РФ, которые не заинтере­сованы в их экономном и целевом использовании, хотя в со­ответствии с Положением о Пенсионном фонде РФ предус­матривается, что управление фондом и его средствами дол­жен распоряжаться сам фонд.

Исходя из изложенных замечаний, пенсионная система организационно, структурно и функционально требует рес­труктуризации.

В настоящее время рассматриваются две альтернатив­ные модели пенсионной системы: существующая и гипотети­ческая накопительная.

Сторонники накопительной системы строят свою пози­цию на принципе индивидуальности: каждый человек фор­мирует пенсию сам себе. То есть его взносы поступают на индивидуальный счет, зарегистрированный в специальной страховой компании. Накопительная система на выходе га­рантирует реализацию принципа справедливости: сколько заработал - сколько вложил - столько получил. Однако система имеет множество недостатков, а именно:

При слабом законодательстве РФ специальная страхо­вая компания не является гарантийной организацией, кото­рая через п лет выполнит свои обязательства перед граждани­ном. Риск вклада очень велик (банкротство, воровство и т. д.);

За счет каких средств страховая компания должна пла­тить пенсии инвалидам с детства, гражданам свободных про­фессий (художникам, писателям, индивидуальным предпри­нимателям и т. д.) и другим категориям граждан или эту обя­занность должно взять на себя государство? (Не прописано законодательством РФ);

Кому будут принадлежать пенсионные средства граж­дан, не доживших до пенсионного возраста: останутся в соб­ственности страховой компании, перейдут государству или их получат родственники по завещанию?;

Кому будут принадлежать денежные средства, полу­ченные от коммерческой деятельности фонда (страховой ком­пании), и суммы, полученные на проценты по вкладам или переданные под проценты коммерческим структурам? Стра­ховой компании или гражданину, или делиться между ними в какой-то пропорции?;

Кто определит фонд заработной платы административ­ным работникам страховой компании и в каком размере? А это означает, что за счет пенсионных средств громадные суммы уйдут на выплату заработной платы.

В значительной степени этих недостатков лишена ныне существующая распределительная пенсионная система, по­строенная на принципах коллективности, гарантированнос- ти, гуманности.

Во-первых, пенсионная система, будь она распредели­тельной или накопительной, должна обеспечить гарантию прав граждан на достойное пенсионное обеспечение в условиях нестабильности развития России и ее несовершенной зако­нодательной базы.

Во-вторых, реформирование пенсионной системы долж­но идти в направлении оптимизации организационной структу­ры системы и повышения ее эффективности за счет сокраще­ния числа звеньев пенсионного фонда, а возможно, и его лик­видации как организационного звена. Выделение пенсионных средств должно быть предусмотрено в бюджетах местного уров­ня, и органы местного самоуправления должны нести персо­нальную ответственность за пенсионное обеспечение граждан или весь пенсионный фонд должен быть сосредоточен в феде­ральном бюджете и определен отдельной статьей согласно бюд­жетной классификации, как это предусмотрено в бюджете для военнослужащих и служащих силовых министерств и ведомств.

В-третьих, реформирование пенсионной системы не­обходимо вести в направлении, чтобы базовые пенсии были предоставлены всем гражданам с учетом прожиточного ми­нимума пенсионера и степени утраты трудоспособности.

Трудовые или страховые пенсии должны предоставляться всем лицам, работающим по найму, и другим категориям граждан, на которых распространяется государственное пен­сионное страхование. Все участники трудовых пенсий долж­ны нести одинаковые обязанности по финансированию пен­сионного фонда и иметь одинаковые права в отношении на­значения и размеров пенсий. Размер трудовой пенсии по ста­рости должен определяться с учетом трудового стажа и за­работка. Исходным критерием определения размера пенсии должна быть цена одного года страхового стажа, выражен­ная в процентах к заработку, из которого исчисляется пен­сия. В этом случае базовая пенсия будет являться минималь­ным размером трудовой пенсии.

Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца должны базироваться на тех же принципах, что и пенсии по старости и быть сопоставимы по размерам с пенсиями по старости.

Пенсии, назначаемые в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, дол­жны предоставляться в рамках системы страхования от не­счастных случаев и профессиональных заболеваний на про­изводстве за счет работодателей.

Индексация пенсий является необходимым условием любой пенсионной системы, что позволит предупреждать падение реальной стоимости пенсий в периоды инфляции.

В-четвертых, при реформировании пенсионной систе­мы следует учитывать относительно низкий пенсионный воз­раст в России, высокую долю пенсионеров-льготников, воз­можности получения пенсий при продолжении трудовой дея­тельности по достижении пенсионного возраста. Отмена этих факторов в случае реформирования системы требует обосно­ваний с точки зрения демографии населения, изменения на­логового законодательства, учета прожиточного минимума, экономического и социального развития регионов и т. д.

В-пятых, реформирование пенсионной системы долж­но идти с учетом реализации в практику следующих мероп­риятий:

Принятием новых законодательных актов, определяющих развитие новых форм и методов пенсионного обеспечения;

Совершенствованием системы управления пенсионным обеспечением;

Совершенствованием и оптимизацией структуры пен­сионной системы;

Введением трудовых и социальных пенсий для тех ка­тегорий граждан, которые не смогут сформировать доста­точные пенсионные сбережения;

Введением обязательного пенсионного страхования, построенного по накопительному принципу;

Созданием системы негосударственных пенсионных фондов, построенных по принципу добровольности пенсион­ного страхования с учетом государственных гарантий;

Учетом мирового опыта и опыта наиболее развитых стран обеспечения граждан пенсиями различного вида.

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованный внебюджетный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение денежных средств в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.
К функциям фонда относятся:
- аккумуляция денежных средств фонда на специальном счете;
- финансирование расходов в соответствии с федеральным законом о фонде;
- организация работы по формированию и расходованию денежных средств фонда;
- организация и ведение индивидуальноперсонифицированного учета застрахованных лиц;
- участие в разработке и реализации государственных и международных договоров по вопросам пенсионного обеспечения граждан;
- контроль за своевременным и полным поступлением денежных средств, правильным и рациональным их расходованием в соответствии с федеральным законом о фонде.
Источниками финансирования бюджета фонда являются:
- страховые взносы работодателей (организаций, предприятий);
- страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
- страховые взносы других категорий работающих граждан РФ;
- ассигнования из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям и лицам, приравниваемым к ним;
- средства, возмещаемые Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
- добровольные взносы юридических и физических лиц;
- доходы от деятельности фонда.
Денежные средства фонда направляются на следующие цели:
- выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;
- компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;
- повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны;
- выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
- социальную помощь престарелым и нетрудоспособным;
- выплату ритуальных пособий;
- финансирование текущей деятельности фонда и его органов.
Плательщиками страховых взносов в фонд являются:
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся отдельными видами деятельности и уплачивающие единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения по нормативу 60% от общей суммы дохода.
Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда, по всем основаниям, из которых исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работ по договорам подряда и поручения.
Работодатели представляют в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов, которые банком перечисляются на расчетный счет фонда. За несвоевременное зачисление и перечисление по вине коммерческих банков страховых взносов в доход фонда с них взыскивается пеня за каждый день просрочки из расчета 0,12% от суммы страхового взноса.
Индивидуальноперсонифицированный учет в системе государственного страхования обусловлен следующими факторами:
- созданием условий назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого гражданина;
- созданием информационной базы учета стажа и заработной платы каждого работника, а также сажа застрахованных лиц и их страховых взносов;
- развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в фонд;
- упрощением процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.
В основу индивидуального учета в системе пенсионного страхования положены принципы:
- единства государственного пенсионного страхования в РФ;
- всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в пенсионный фонд и учета сведений о застрахованных лицах;
- доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем;
- использования сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного обеспечения;
- достоверности сведений о суммах страховых взносов каждого плательщика для индивидуального учета;
- осуществления индивидуального учета страховых взносов плательщика в процессе всей трудовой деятельности.
В соответствии с данными принципами Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет на каждое застрахованное лицо с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Лицо, впервые поступающее на работу по трудовому договору, получает страховое свидетельство по месту работы. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, не являются субъектами пенсионного страхования, за исключением несовершеннолетних, получающих пенсию по случаю потери кормильца.
Сведения о застрахованных лицах предоставляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели предоставляют сведения о всех лицах, работающих у них по трудовым договорам, за которых они уплачивают страховые взносы. Эти сведения передаются в органы, в которых работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в фонд, сами предоставляют сведения о себе в органы фонда по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов в пенсионное страхование.
Негосударственное пенсионное обеспечение
Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в формах:
- дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики или территорий;
- личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.
Дополнительная профессиональная пенсионная система строится с учетом требований:
- обеспечивает выплату пенсий, а не единовременные выплаты, что согласовывается с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения и выплат;
- устанавливает взносы выплат, является солидарной или накопительной или сочетает одновременно оба принципа;
- финансируется как за счет взносов работодателя, так и за счет средств работника.
По своей сути негосударственный пенсионный фонд является некоммерческой организацией социального обеспечения, видом деятельности которой может быть только негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения.
Функциями негосударственного фонда являются:
- аккумулирование пенсионных взносов;
- размещение пенсионных резервов;
- учет пенсионных обязательств;
- выплата негосударственных пенсий только участникам фонда.
Учредителями фонда могут быть юридические и физические лица. В целях защиты прав и интересов вкладчиков и участников деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию.
Негосударственный пенсионный фонд:
- разрабатывает условия пенсионного обеспечения участников фонда;
- заключает пенсионные договоры;
- организует прием денежных средств каждого из участников фонда;
- ведет бухгалтерский учет и осуществляет актуарные расчеты;
- производит выплаты негосударственных пенсий;
- осуществляет контроль за своевременным поступлением средств в фонд и их распределением в соответствии с положением о фонде.
Вкладчики фонда имеют право:
- требовать от фонда исполнения обязательств по выплате пенсий в соответствии с пенсионным договором;
- представлять перед фондом свои интересы и интересы участников;
- обжаловать действия фонда;
- требовать от фонда перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с положением о фонде и пенсионным договором;
- вкладчики фонда вносят взносы только денежными средствами в порядке и размерах, предусмотренных положением о фонде и пенсионным договором.
Фонд обязан:
- осуществлять учет своих обязательств перед вкладчиками и участниками в форме ведения пенсионных счетов;
- представлять вкладчикам и участникам информацию о состоянии солидарных или именных пенсионных счетов;
- выплачивать участникам негосударственные пенсии в соответствии с условиями пенсионных договоров;
- переводить по поручению вкладчика или участника выкупную сумму в другой фонд в соответствии с условиями пенсионного договора;
- не принимать в одностороннем порядке решения, противоречащие положениям фонда.
Негосударственный пенсионный фонд осуществляет размещение пенсионных резервов через управляющего фондом, который обеспечивает возврат переданных фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и иным договорам в соответствии с положением о фонде.
Система пенсионного обеспечения представляет собой цепочку звеньев - от назначения до выплаты пенсий. Назначением пенсий занимаются органы социальной защиты, а финансирование выплат пенсий возлагается на органы пенсионного фонда.
Цепь назначения и выдачи пенсий включает следующие звенья: управление социальной защиты населения субъекта РФ; районный (городской) орган социальной защиты; региональное отделение пенсионного фонда; банк, пенсионер.
Анализ пенсионной системы и бюджетной классификации свидетельствует:
1. Пенсионный фонд РФ по своему определению является внебюджетным целевым фондом, и поэтому его денежные средства не должны включаться в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Однако организационно и финансово они включены в федеральный бюджет, консолидированные бюджеты субъектов РФ и в целом в консолидированный бюджет РФ. Как было изложено выше, часть средств фонда образуется за счет денежных средств бюджетов. И уже поэтому фонд формально считается внебюджетным, но по назначению является действительно целевым.
2. Пенсионный фонд РФ формируется из тех же источников, что и бюджет любого уровня. Основным источником дохода фонда являются страховые взносы работодателей (предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей).
3. Пенсионный фонд РФ по определению, организационному построению системы и пенсионному обеспечению обслуживает только гражданских лиц.
4. Уволенные военнослужащие из Российской армии, служащие из органов МВД РФ, ФСБ, МЧС РФ и других силовых ведомств обеспечиваются пенсиями непосредственно за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.
5. В РФ создана самостоятельная пенсионная структура органов с многочисленным штатом и техническим оснащением, на обеспечение которой требуются значительные ассигнования денежных средств за счет налогоплательщиков.
6. Назначением пенсий занимаются органы социальной защиты населения, организационно входящие в состав органов исполнительной власти, а финансирование выплат пенсий производит Пенсионный фонд РФ. Иначе аккумулированными средствами пенсионного фонда распоряжаются исполнительные органы субъектов РФ, которые не заинтересованы в их экономном и целевом использовании, хотя в соответствии с Положением о Пенсионном фонде РФ предусматривается, что управление фондом и его средствами должен распоряжаться сам фонд.
Исходя из изложенных замечаний, пенсионная система организационно, структурно и функционально требует реструктуризации.
В настоящее время рассматриваются две альтернативные модели пенсионной системы: существующая и гипотетическая накопительная.
Сторонники накопительной системы строят свою позицию на принципе индивидуальности: каждый человек формирует пенсию сам себе. То есть его взносы поступают на индивидуальный счет, зарегистрированный в специальной страховой компании. Накопительная система на выходе гарантирует реализацию принципа справедливости: сколько заработал - сколько вложил - столько получил. Однако система имеет множество недостатков, а именно:
- при слабом законодательстве РФ специальная страховая компания не является гарантийной организацией, которая через п лет выполнит свои обязательства перед гражданином. Риск вклада очень велик (банкротство, воровство и т. д.);
- за счет каких средств страховая компания должна платить пенсии инвалидам с детства, гражданам свободных профессий (художникам, писателям, индивидуальным предпринимателям и т. д.) и другим категориям граждан или эту обязанность должно взять на себя государство? (Не прописано законодательством РФ);
- кому будут принадлежать пенсионные средства граждан, не доживших до пенсионного возраста: останутся в собственности страховой компании, перейдут государству или их получат родственники по завещанию?;
- кому будут принадлежать денежные средства, полученные от коммерческой деятельности фонда (страховой компании), и суммы, полученные на проценты по вкладам или переданные под проценты коммерческим структурам? Страховой компании или гражданину, или делиться между ними в какойто пропорции?;
- кто определит фонд заработной платы административным работникам страховой компании и в каком размере? А это означает, что за счет пенсионных средств громадные суммы уйдут на выплату заработной платы.
В значительной степени этих недостатков лишена ныне существующая распределительная пенсионная система, построенная на принципах коллективности, гарантированности, гуманности.
Вопервых, пенсионная система, будь она распределительной или накопительной, должна обеспечить гарантию прав граждан на достойное пенсионное обеспечение в условиях нестабильности развития России и ее несовершенной законодательной базы.
Вовторых, реформирование пенсионной системы должно идти в направлении оптимизации организационной структуры системы и повышения ее эффективности за счет сокращения числа звеньев пенсионного фонда, а возможно, и его ликвидации как организационного звена. Выделение пенсионных средств должно быть предусмотрено в бюджетах местного уровня, и органы местного самоуправления должны нести персональную ответственность за пенсионное обеспечение граждан или весь пенсионный фонд должен быть сосредоточен в федеральном бюджете и определен отдельной статьей согласно бюджетной классификации, как это предусмотрено в бюджете для военнослужащих и служащих силовых министерств и ведомств.
Втретьих, реформирование пенсионной системы необходимо вести в направлении, чтобы базовые пенсии были предоставлены всем гражданам с учетом прожиточного минимума пенсионера и степени утраты трудоспособности.
Трудовые или страховые пенсии должны предоставляться всем лицам, работающим по найму, и другим категориям граждан, на которых распространяется государственное пенсионное страхование. Все участники трудовых пенсий должны нести одинаковые обязанности по финансированию пенсионного фонда и иметь одинаковые права в отношении назначения и размеров пенсий. Размер трудовой пенсии по старости должен определяться с учетом трудового стажа и заработка. Исходным критерием определения размера пенсии должна быть цена одного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработку, из которого исчисляется пенсия. В этом случае базовая пенсия будет являться минимальным размером трудовой пенсии.
Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца должны базироваться на тех же принципах, что и пенсии по старости и быть сопоставимы по размерам с пенсиями по старости.
Пенсии, назначаемые в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, должны предоставляться в рамках системы страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве за счет работодателей.
Индексация пенсий является необходимым условием любой пенсионной системы, что позволит предупреждать падение реальной стоимости пенсий в периоды инфляции.
Вчетвертых, при реформировании пенсионной системы следует учитывать относительно низкий пенсионный возраст в России, высокую долю пенсионеровльготников, возможности получения пенсий при продолжении трудовой деятельности по достижении пенсионного возраста. Отмена этих факторов в случае реформирования системы требует обоснований с точки зрения демографии населения, изменения налогового законодательства, учета прожиточного минимума, экономического и социального развития регионов и т. д.
Впятых, реформирование пенсионной системы должно идти с учетом реализации в практику следующих мероприятий:
- принятием новых законодательных актов, определяющих развитие новых форм и методов пенсионного обеспечения;
- совершенствованием системы управления пенсионным обеспечением;
- совершенствованием и оптимизацией структуры пенсионной системы;
- введением трудовых и социальных пенсий для тех категорий граждан, которые не смогут сформировать достаточные пенсионные сбережения;
- введением обязательного пенсионного страхования, построенного по накопительному принципу;
- созданием системы негосударственных пенсионных фондов, построенных по принципу добровольности пенсионного страхования с учетом государственных гарантий;
- учетом мирового опыта и опыта наиболее развитых стран обеспечения граждан пенсиями различного вида.
Фонд социального страхования РФ является государственным внебюджетным централизованным фондом финансовых ресурсов, предназначенных для оказания социальной помощи и социальных услуг.
Фонд формируется на страховой основе. Бюджет фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда.
С точки зрения организации фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, имеющим региональные отделения. Его имущество является собственностью государства, которое передано фонду в оперативное управление.
В обязанности фонда входит обеспечение сбора страховых взносов и иных платежей, перечисляемых работодателями на государственное социальное страхование на единый текущий счет фонда и счета исполнительных органов. На текущие счета фонда зачисляются суммы:
- единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения по нормативу 5% от суммы платежа налогоплательщика;
- единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 5% от суммы платежа налогоплательщика;
- единого сельскохозяйственного налога по нормативу 6,4% от суммы платежа налогоплательщика;
- минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения по нормативу 20% от суммы платежа налогоплательщика.
Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется фондом.
Задачами фонда являются:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- обеспечение государством пособий на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, а также санаторнокурортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования и мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;
- разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования;
- международное сотрудничество по вопросам социального страхования работников.
В состав фонда входят:
- региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъекта РФ;
- центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях экономики;
- филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда.
Региональные отделения фонда образуются в субъектах РФ и решают следующие задачи:
- регистрируют страхователей, выдают удостоверения
о регистрации, организуют банки данных по всем категориям страхователей;
- осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе или отрасли экономики;
- устанавливают для страхователей нормативы расходов, необходимых для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников;
- обеспечивают полноту и своевременность уплаты страхователями взносов на социальное страхование, исполнение доходных и расходных частей бюджетов органов фонда;
- аккумулируют страховые взносы и другие платежи для создания резервов, принимают решения об использовании свободных денежных средств;
- разрабатывают проекты бюджетов органов фонда и смет расходов;
- производят расчеты со страхователями и другими органами фонда и организациями;
- организуют и осуществляют контроль за расходованием средств фонда.
Источниками формирования фонда являются:
- страховые взносы работодателей;
- страховые взносы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности;
- страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование;
- страховые взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на других условиях, кроме работы на производстве и занятия индивидуальной трудовой деятельностью, но имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;
- доходы от инвестирования части свободных средств фонда в ликвидные ценные бумаги и банковские вклады;
- добровольные взносы граждан и юридических лиц;
- другие поступления, возмещаемые страхователями.
Средства фонда используются на следующие мероприятия:
- выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим: на учет в ранние сроки беременности;
- выплаты на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенкоминвалидом или инвалидом с детства до достижения им совершеннолетия;
- оплату путевок, проезд и питание работников и их детей в санаторнокурортных учреждениях в пределах РФ или стран СНГ в случае отсутствия на территории России аналогичных учреждений;
- частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаторнооздоровительных учреждений, имеющих лицензии на право занятия данными видами деятельности;
- создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда, его текущей деятельности и содержание аппарата управления фонда;
- финансирование подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих защиту трудовых прав работников и охрану труда;
- проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;
- финансирование программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и охраны труда;
- осуществление других мероприятий в соответствии с задачами и планами деятельности фонда.
Средства социального страхования являются централизованными и не зачисляются на личные счета застрахованных. Выплата пособий, оплата путевок в оздоровительные заведения, финансирование других мероприятий осуществляются непосредственно через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет непосредственно администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера организации.
Страхователь не вправе приостановить выплату пособий по государственному социальному страхованию даже в том случае, когда фактические расходы превышают сумму начисленных страховых взносов. Недостающая сумма возмещается страхователю в десятидневный срок по получении от него расчетной ведомости за отчетный период (квартал) путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа фонда на расчетный или текущий счет страхователя.
Расходы на санаторнокурортное обслуживание производятся страхователем в пределах нормативов, установленных исполнительным органом фонда на текущий финансовый год.
Страхователи ведут учет:
- сумм начисленных страховых взносов и других платежей в бюджет фонда;
- сумм произведенных расходов по их видам;
- сумм произведенных платежей в счет начисленных страховых взносов;
- расчетов по средствам социального страхования с исполнительным органом фонда, в котором они зарегистрированы.
Страхователи составляют финансовые отчеты об исполнении бюджета фонда ежеквартально.
Система социального страхования, как и пенсионная система, имеет ряд недостатков в структурном, организационном и функциональном плане. Основными направлениями реформирования системы могут быть следующие:
- совершенствование законодательной базы системы социального страхования в направлении разработки механизма передачи страховых взносов непосредственно страховым фондам предприятий или бюджетам муниципальных образований с определением размеров и порядка использования в соответствии с бюджетной классификацией;
- упрощение структуры системы социального страхования и передачи функций формирования фонда социального страхования непосредственно на предприятиях или в системе муниципального образования и распоряжения этими средствами на местах, что сократило бы бюрократический аппарат, сделало бы систему простой, гибкой, прозрачной и более эффективной;
- сокращение непроизводственных финансовых расходов фонда за счет отказа от субсидирования санаторнокурортных мероприятий всех лиц, кроме действительно нуждающимся в лечении;
- создание рынка обязательного социального страхования на альтернативной основе с расширением сети страховых кампаний, но при условии законодательного механизма гарантий гражданам со стороны государства;
- перевод страховых выплат пособий по временной нетрудоспособности и вновь назначенным пособиям по трудовой инвалидности в рамки индивидуального обязательного сохранения жизни, выработки механизма защиты граждан со стороны работодателей и государства;
- снижение размеров выплат по временной нетрудоспособности в рамках обязательного социального страхования, выработки механизма оказания помощи со стороны работодателей всех форм собственности.