Кто отвечает за воинский учет в организации. Осуществляем воинский учет. Военный учет в организациях

«Об Обороне» чётко и однозначно закреплена обязанность организаций и должностных лиц вести воинский учёт в организации. В статье 8 «Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны» вышеуказанного закона сказано, что «организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют воинский учет работников и в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации». В этой же статье указано, что «должностные лица организаций независимо от форм собственности:

1) должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации;

2) создают работникам необходимые условия для исполнения ими воинской обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Таким образом, наиболее часто встречающейся ошибкой работодателей в отношении воинского учета является то, что многие организации его не ведут. Некоторые полагают, что если не являются государственными, бюджетными организациями, то заниматься этим они не обязаны, другие не находят на это ресурсы (например, могут потребоваться дополнительные работники в отделе кадров). Однако законодательство прямо предусматривает обязанность работодателя вести воинский учет.

На заметку! Любой работодатель обязан вести воинский учёт в организации, не существует ни одного законного оправдания, чтобы не вести воинский учёт (даже если в организации вовсе нет военнообязанных)!

Как правильно вести воинский учёт в организации прописано в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008).

Кто подлежит воинскому учёту?

Воинскому учету в организациях подлежат (п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719):

1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

2) граждане, пребывающие в запасе. Категории граждан, пребывающих в запасе, установлены п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане (п. 15 Положения о воинском учете):

1) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона о воинской обязанности;

2) проходящие военную службу;

3) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

4) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

5) постоянно проживающие за пределами РФ;

6) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.

Воинский учет военнообязанных подразделяется на специальный и общий (п. 16 Положения о воинском учете).

На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.

Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

Какие документы должны быть в организации по воинскому учёту?

1) приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе.

2) план работы по ведению воинского учета граждан и бронированию граждан, пребывающих в запасе. Указанный план в целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и военнообязанных запаса из числа работающих (обучающихся) в организациях (образовательных учреждениях) и бронирования граждан, пребывающих в запасе, организации разрабатывают в течение календарного года. План должен быть согласован с военным комиссариатом муниципального образования.

3) картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

4) журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;

5) расписки в приеме от граждан документов воинского учета (форма расписки установлена Приложением № 14 к Методическим рекомендациям).

6) служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;

7) другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;

8) справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Отдельного внимания заслуживают документы, которые необходимо регулярно предоставлять в военкомат!

<*> Может быть подан в электронном виде.

<**> Являются приложением к списку граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (п. 4 таблицы).

Типичные ошибки ведения воинского учёта.

1. Организация не требует от работника документы воинского учёта;

2. Организация допускает ошибки при ведении личной карточки для воинского учёта;

3. Организация не согласовывает в военкомате план работы по осуществлению воинского учета и приказ об организации воинского учета;

4. Организация не направляет в военкомат сведения о приёмах/увольнениях работников;

5. Организация не проходит сверку сведений с военкоматом;

6. В организации отсутствует информация/локальные нормативные акты о воинском учёте.

Нарушения работодателей в области воинского учета связаны с незначительностью ответственности. Единственной нормой, которая предусматривает ответственность за недостатки воинского учета, является ст. 21.4 КоАП РФ. За несообщение руководителем или другим ответственным лицом в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы военнообязанных гражданах по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ штраф составляет от 300 до 1000 руб. Организации не воспринимают такой штраф серьезно. Поэтому предпочитают не вести воинский учет вовсе либо вести частично.

Однако при поступлении в организацию запроса из военкомата о представлении документов воинский учет вести придётся. Если требования военкомата о представлении документов в соответствии с законодательством будут проигнорированы, то последуют взыскания:

— штраф от 2000 до 4000 руб. на должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ);

— штраф от 3000 до 5000 на компанию и от 300 до 500 руб. на должностных лиц за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом (ст. 19.7 КоАП РФ);

— штраф от 10 000 до 20 000 на компанию и от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет на должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор.

Таким образом, в случае запросов из военкомата и при сообщении о проверке военкоматом ведения воинского учета риск из незначительного становится довольно ощутимым.

Для руководителей образовательных организаций актуальным является также вопрос с непредставлением руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ). Первичная постановка на воинский учёт приходится как правило на обучающихся 10-11 классов.

Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В настоящее время многие организации игнорируют требование о ведении воинского учета, поскольку штрафы за неисполнение этой обязанности незначительны. Некоторые выполняют требования воинского учета лишь частично, например только собирают необходимые документы и хранят их, не предоставляя при этом никакой информации в военное ведомство. Однако и в первом, и во втором случае можно столкнуться с риском административных санкций, так как законодательство прямо предусматривает обязанность работодателя вести воинский учет.

ВЕСТИ ЛИ ВОИНСКИЙ УЧЕТ?

То, что воинский учет вести обязательно, установлено в следующих нормативных актах:

Ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 61-ФЗ);

Ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 22.02.2017; далее — Федеральный закон № 31-ФЗ);

Ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон № 53-ФЗ);

П. 1 Положения о воинском учете (утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, в ред. от 29.12.2016; далее — Положение);

Ответственность за отсутствие воинского учета

За недостатки в ведении воинского учета может наступить административная ответственность.

Так, согласно ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ штраф за несообщение руководителем или другим ответственным лицом в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо уволенных с работы военнообязанных гражданах составляет от 300 до 1000 руб.

Компании не воспринимают такой штраф серьезно, поэтому предпочитают не вести воинский учет вовсе либо вести его частично (например, только заполнять раздел о воинском учете в личных карточках).

Однако если в организацию поступит запрос из военкомата о представлении документов в соответствии с законодательством, воинский учет вести придется. Если требования военкомата будут проигнорированы, последуют уже другие взыскания:

Штраф от 2000 до 4000 руб. на должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ);

Штраф от 3000 до 5000 на компанию и от 300 до 500 руб. на должностных лиц за непредоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган сведений (информации), предусмотренных законом (ст. 19.7 КоАП РФ);

Штраф от 10 000 до 20 000 руб. на компанию и от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет на должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (ст. 19.5 КоАП РФ).

Нужно заметить, что в п. 6 ст. 1, ст. 3, п. 6, 7 ст. 8 Федерального закона № 53-ФЗ, подп. «а» и «б» п. 32 Положения нет упоминания о том, что индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять такие сведения о гражданах, принятых на работу. Поэтому риск привлечения индивидуального предпринимателя к ответственности за отсутствие воинского учета минимален .

Кто подлежит воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения воинскому учету подлежат граждане Российской Федерации:

Мужчины от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе (призывники);

Граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные), в том числе не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу или прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Не подлежат воинскому учету, согласно п. 1 ст. 8, п. 4 ст. 23Федерального закона № 53-ФЗ, следующие граждане:

Освобожденные от исполнения воинской обязанности (в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья);

Проходящие военную службу;

Отбывающие наказание в виде лишения свободы;

Женщины, не имеющие военно-учетной специальности;

Постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Рассмотрим ситуацию, в которой ведение воинского учета стало для организации насущным вопросом в связи с обращением военкомата: необходимо оформить документы таким образом, чтобы не вызвать нареканий и тем более штрафов со стороны военного ведомства.

ШАГ 1. РАБОТНИК ПРЕДСТАВЛЯЕТ ДОКУМЕНТЫ

Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора представляют работодателю документы воинского учета (ст. 65 ТК РФ).

Эти документы нужны для исполнения работодателем обязанности по ведению воинского учета. Без них кадровая служба не сможет заполнить раздел II личной карточки (унифицированная форма № Т-2 или № Т-2 ГС (МС)), а значит, не выполнит требования законодательства.

Согласно п. 27-30 Положения воинский учет граждан ведется по личным карточкам работников, которые заполняются на основании документов воинского учета:

Удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;

Военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета) — для военнообязанных.

На практике отдел кадров снимает с них копии и хранит в личных делах работников. Причем следует не только снимать копии с первого разворота документов (как ошибочно поступают в некоторых организациях), но и копировать все заполненные страницы. Нужные для учета сведения имеются во всех частях военного билета.

Иногда при приеме выясняется, что у работника не в порядке документы воинского учета:

Утерян или испорчен военный билет;

Нет отметки о постановке на учет в военкомате по месту регистрации;

Имеется удостоверение подлежащего призыву, тогда как возраст работника превышает 27 лет;

У призывника с удостоверением отсутствует отсрочка от призыва.

В данном случае у организации при ведении воинского учета и проверке военкомата могут возникнуть проблемы, поэтому следует проявить настойчивость при истребовании у работников документов воинского учета.

Можно, например, вручить работнику уведомление, напоминающее о его обязанности в отношении воинского учета (пример 1). Форма такого уведомления законодательством не предусмотрена.

ШАГ 2. ЗАПОЛНИТЬ ЛИЧНУЮ КАРТОЧКУ РАБОТНИКА

На основании сведений документов воинского учета необходимо заполнить раздел II личной карточки каждого военнообязанного работника.

Рекомендуем своевременно заполнять личные карточки военнообязанных, так как другие организационные документы кадровая служба сможет оформить оперативно, а внесение записей единовременно во все личные карточки — продолжительное и трудоемкое мероприятие.

Основной документ, регламентирующий порядок организации и ведения воинского учета, — Методические рекомендации. Именно им руководствуются должностные лица военкомата при запросах и проверках ведения воинского учета.

Порядок ведения и хранения личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, приведен в Приложении № 7к Методическим рекомендациям. Заметим, что требования разнятся:

Для офицеров запаса;

Солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

Граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Пункты личной карточки заполняются исходя из сведений, содержащихся в военном билете.

Вариант заполнения раздела II личной карточки приведен в примере 2.

Учет и хранение личных карточек

Нередко организации неправильно хранят личные карточки военнообязанных. Порядок хранения этих карточек определен в Приложении № 7 к Методическим рекомендациям.

Личные карточки должны храниться в запираемом шкафу в следующем порядке (картотеке):

Раздел 1 — личные карточки на офицеров запаса;

Раздел 2 — личные карточки на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

Раздел 3 — личные карточки на военнообязанных запаса женского пола;

Раздел 4 — личные карточки на призывников.

Как правило, военкоматы просят вести журнал учета личных карточек, по которому при проверке сверяют их наличие.

Специальной формы для журнала не предусмотрено, но военкоматы рекомендуют форму, образец заполнения которой приведен в примере 3.

Воинский учёт. Обязанности граждан по воинскому учёту

Обратите внимание!
Информация, размещенная в данном разделе, могла устареть. В настоящее время материал находится в стадии обновления.

Федеральным законом (далее по тексту – ФЗ) от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлена обязанность граждан состоять на воинском учёте. Воинский учёт представляет собой форму учёта призывных и мобилизационных людских ресурсов. Порядок осуществления воинского учёта определяют ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. ст. 8 – 10), Положение о воинском учёте, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719, иные нормативно-правовые акты.

Воинский учёт по общему правилу осуществляется по месту жительства или месту пребывания (в отношении граждан, прибывших на место пребывания на срок более трёх месяцев) граждан военными комиссариатами. За состояние воинского учёта отвечают военные комиссары.

Следует различать постановку граждан на воинский учёт и первоначальную постановку граждан на воинский учёт . Они различаются:

  • по кругу подлежащих постановке на учёт лиц. Первоначальная постановка осуществляется только в отношении граждан в год достижения ими семнадцати лет;
  • по сроку проведения мероприятий. Если постановка граждан на воинский учёт может осуществляться круглогодично, то первоначальная постановка – только в период с 1 января по 31 марта;
  • по органу, осуществляющему постановку на учёт. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт осуществляется комиссиями по постановке граждан на воинский учёт, а не военными комиссариатами.

В рамках осуществления постановки на воинский учёт военный комиссариат совершает юридически значимые действия – ставит граждан на воинский учёт. В рамках первоначальной постановки на воинский учёт принимается решение комиссии по постановке граждан на воинский учёт. Комиссия, согласно п. 6 ст. 9 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», принимает следующие решения:

  • о внесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе;
  • о внесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе;
  • о постановке на воинский учёт – в отношении всех прочих подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт граждан.

Таким образом, граждане, которым присвоена категория годности «В» или «Д», на воинский учёт ставиться не должны. Между тем, п. 34 Положения о воинском учёте идёт вразрез с требованиями закона и наделяет комиссию по постановке граждан на воинский учёт полномочиями по постановке на воинский учёт граждан, признанных ограниченно годными к военной службе. В условиях коллизии норм права действует та, которая установлена более высоким актом в иерархии нормативно-правовых актов. Следовательно, норма п. 34 Положения о воинском учёте не подлежит применению.

Также непонятно, каким образом призывная комиссия, перед которой ставятся на разрешение вопросы в отношении ограниченно годных и не годных граждан, сможет принять в отношении них какое-либо решение. В силу п. 1 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыву подлежат лишь граждане, состоящие или обязанные состоять на воинском учёте. То есть, граждане, не состоящие и не обязанные состоять на воинском учёте, призыву не подлежат, и призывная комиссия не может вынести в отношении них никакого решения. Однако стоит отметить, что один и тот же гражданин может быть признан не годным к военной службе 31 марта комиссией по постановке граждан на воинский учёт, а уже 1 апреля военным комиссариатом поставлен на воинский учёт в рамках различных мероприятий. Таким образом, противоречие, возникшее в силу несовершенства законодательства, снимается.

Оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учёт, производится повестками военного комиссариата. Если причины неявки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учёт не являются уважительными, на гражданина может быть наложено административное взыскание: предупреждение или административный штраф в размере от ста до пятисот рублей.

Комиссия по постановке граждан на воинский учёт обязана организовать медицинское освидетельствование граждан и определить категорию годности гражданина к военной службе. Определение гражданину конкретной категории годности при первоначальной постановке на воинский учёт не означает, что при призыве на военную службу гражданину будет определена та же категория годности. При решении вопроса о призыве в рамках медицинского освидетельствования будет вновь выноситься заключение о годности к военной службе исходя из состояния здоровья призывника на день проведения освидетельствования. Разумеется, при постановке на воинский учёт гражданина, подлежащего призыву на военную службу, категория годности не будет определяться дважды: заключение о годности будет дано в ходе проведения одного медицинского освидетельствования.

При постановке гражданина на воинский учёт выдаётся документ воинского учёта. Для граждан, зачисленных в запас, таким документом является военный билет, а для подлежащих призыву – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Если призывник освобождён от призыва на военную службу, то его зачисляют в запас и выдают военный билет. Призывник, имеющий отсрочку от призыва, не зачисляется в запас, а потому подлежит призыву. Ему военный билет не выдаётся до зачисления в запас в связи с освобождением от призыва, достижением 27-летнего возраста и т.п. Утверждение организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» о том, что «удостоверение утрачивает свою силу после достижения 18-летнего возраста» , ошибочно и не должно вводить в заблуждение.

Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, согласно п. 17 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 400 от 2 октября 2007 года (далее по тексту – Инструкция от 2 октября 2007 года), выдаётся гражданину под личную роспись в день прохождения комиссии по постановке граждан на воинский учёт.

Согласно п. 12 Порядка формирования картотеки личных дел призывников (приложение № 9 к Инструкции от 2 октября 2007 года), выдача военного билета гражданам, зачисленным в запас, осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения призывной комиссией или получения выписки из протокола призывной комиссии субъекта РФ. Очевидно, что законодатель предполагал производить отсчёт десяти рабочих дней со дня принятия решения призывной комиссией субъекта РФ, но сконструировал норму так, что предоставил гражданину, зачисленному в запас решением призывной комиссии, требовать выдачи военного билета по истечение 10 рабочих дней со дня принятия указанного решения, даже если решение не прошло установленную процедуру утверждения. Налицо несовершенство юридической техники.

Отсутствие у гражданина документа воинского учёта, вопреки распространённому заблуждению, не препятствует:

  • Регистрации по месту пребывания и по месту жительства. Изначально Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, содержали требования о предоставлении при регистрации по месту жительства документа воинского учёта. Однако Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 года № 599 эти требования были отменены.
  • Поступлению в государственные ВУЗы, учреждённые федеральными органами исполнительной власти. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления при поступлении, дан в разделе IV Порядка приёма граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2009 года № 442. Согласно указанному нормативному акту, предоставление документа воинского учёта может осуществляться лицами, проходившими военную службу по призыву и уволенными с военной службы, имеющими право в течение года после увольнения с военной службы использовать результаты ЕГЭ, сданного ими в течение года до призыва на военную службу.
  • Получению или замене паспорта гражданина РФ. Пункты 34.5., 35.4. Административного регламента ФМС по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учёту паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, утверждённого Приказом ФМС России от 7 декабря 2009 года № 339, обязывает граждан, имеющих военный билет, представить его в соответствующий орган или подразделение Федеральной миграционной службы России, но не обязывает делать это лиц, не имеющих военного билета. Требование о предоставлении удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, Административным регламентом не заявляется.
  • Получению так называемого загранпаспорта. Согласно п. 34 Административного регламента ФМС по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории РФ, и по исполнению государственной функции по их учёту, утверждённого Приказом ФМС России от 3 февраля 2010 года № 26, проживающие на территории РФ лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет для подтверждения достоверности сведений о том, что гражданин на не призван на военную службу или не направлен на альтернативную гражданскую службу, представляют в соответствующие подразделения ФМС либо военный билет с отметкой об окончании прохождения военной службы по призыву, либо справку военного комиссариата по месту жительства.

При этом документ воинского учёта необходим при поступлении на работу по трудовому договору – военнообязанным и лицам, подлежащим призыву на военную службу (ст. 65 Трудового кодекса).

Призывники, согласно ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», обязаны:

Данный перечень обязанностей не является исчерпывающим.

По мнению автора, первоначальная постановка на воинский учёт не имеет практического смысла и является рудиментом законодательства. Представляется, что в ходе эволюции отечественной правовой системы этот пережиток прошлого будет изъят из законодательства.

Виленская Е.Ю., Полякова Э.М., Подольский С.А. Защита прав призывника. Издание 10-е, переработанное. – СПб, 2002, с. 61, с. 63.

Указанные сроки были установлены Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2004 года № 825. Ранее действовавшая редакция Правил… обязывала гражданина обращаться в орган регистрационного учёта в 3-дневный срок со дня прибытия к месту временного проживания. Таким образом, законодательно закреплено право гражданина на проживание в помещении, не являющимся местом постоянного проживания, без регистрации по месту пребывания в течение 90 дней

Абсолютно у всех работодателей имеется такая обязанность, как организация воинского учета, и его предназначение — удовлетворить потребности государства и помочь управлять имеющимися ресурсами во время военных действий (в военное время). Но первым делом необходимо изучить документы, которые регламентируют порядок ведения воинского учета в организации в 2019 году.

В настоящее время воинский учет в организации осуществляется на основании следующих правовых актов:

  • Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 14.08.1992 № 890 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время от 03.02.2015 № 664с;
  • Инструкция Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях;
  • , утв. 11.07.2017.

Чиновники регулярно обновляют нормативную базу, добавляя новые обязанности работодателям. Так, с 19.10.2019 начало действовать Постановление Правительства от 09.10.2019 № 1302, изменившее редакцию . Поправки оговаривают, что работодатели обязаны использовать в работе справки, выдаваемые взамен военных билетов. Такая обязанность у организаций была и раньше, но упоминания о самой справке в Положении о воинском учете не было. Кроме того, работодателей обязали проверять у поступающих на работу граждан персональные электронные карты военнослужащих, если данные об их выдаче указаны в документах учета.

Еще одно изменение касается обязанности использовать в работе с военнообязанными сотрудниками личные карточки по форме № Т-2. Впредь для этих целей следует пользоваться учетными документами, которые утвердит Минобороны России. Пока соответствующих форм нет, но они появятся.

Военно-учетная работа (ВУР) условно подразделяется на следующие категории:

  1. Общий воинский учет.
  2. Специальный воинский учет — бронирование военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).

Организация воинского учета в организации. Пошаговая инструкция

Шаг 1. Назначение лица, ответственного за учет

Ведение воинского учета в организации надо начинать с издания приказа и назначения ответственного лица и лиц, которые будут осуществлять учет во время отсутствия основного ответственного. В основном этой работой занимаются работники отдела кадров, а в небольших компаниях — руководитель или даже бухгалтер.

Пример приказа

На основании Постановления Правительства от 27.11.2006 № 719, ответственных за учет назначают, исходя из следующих нормативов:

  • 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • 1 освобожденный работник — если на учет поставлены 500-2000 граждан;
  • 2 освобожденных работника (военно-учетный стол) — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
  • 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, поставленные на учет.

Копию приказа об ответственных за учет военнообязанных необходимо предоставить в местный военный комиссариат (ВК). О последующих изменениях надо уведомлять ВК.

Работнику кадровой службы или иному лицу необходимо включить в трудовой договор и должностную инструкцию соответствующие обязанности по ведению воинского учета.

Шаг 2. Определить, с кем работать

Все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Исключения составляют лица:

  • проходящие военную службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющие военной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства № 719, Методическими рекомендациями по ведению воинского учета на предприятиях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.07.2018, необходимо учитывать:

  • мужчин призывного возраста (18-27 лет), не зачисленных в запас;
  • представителей мужского пола, находящихся в запасе;
  • сотрудников, обучившихся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  • лиц, освобожденных от призыва;
  • мужчин старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
  • граждан, уволенных из армии;
  • работников, служивших альтернативно;
  • женщин, получивших военные специальности.

Если выяснится, что работник не состоит на воинском учете, хотя должен, работодателю придется в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Новая обязанность появилась у компаний с 17.02.2019, когда вступил в силу Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ. Еще одна обязанность — вручить работнику направление в военкомат для постановки на воинский учет. Форма этого документа утверждена совместным Приказом министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197. Выглядит направление так:

Оборотная сторона

Учтите, что работодатель обязан вести воинский учет, в том числе и работников — внешних совместителей. На них распространяются все правила.

Если в организации осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе, то, помимо общего воинского учета, осуществляется еще и специальный учет. Для этого дополнительно разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к Инструкции от 03.02.2015 № 664с.

Шаг 3. Связаться с местным комиссариатом

Если воинский учет на предприятии раньше не велся либо компания создана недавно, для начала необходимо договориться о встрече в местном военном комиссариате. Сотрудники ВК готовы провести вводный инструктаж по теме воинского учета, выдать методические указания и необходимые бланки и проконсультировать ответственного сотрудника по сложным или спорным вопросам в этом деле.

Воинский учет и бронирование в организации, которая является филиалом, ведется по месту ее нахождения. В случае отсутствия возможности и при необходимости данные передаются по почте из головного офиса.

Документооборот по военно-учетной работе

Компания, где осуществляется учет, предоставляет в ВК:

  • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
  • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет (каждый год — до 1 ноября), и ежегодно в сентябре — списки молодых людей 15 и 16 лет.

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета, справка взамен военного билета);
  • для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Компания-работодатель обязана создать и вести следующие документы по учету:

  • приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • картотеку личных карточек форм № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу. Форму Т-2 для этих целей планируется вскоре отменить или перевести в электронный формат, следите за поправками в законодательство;
  • журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • расписки о приеме документов воинского учета и корешки от них;
  • карточку учета организации (КУО форма № 18);
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.

Кроме того, работодатель обязан вести разъяснительную работу с работниками, подлежащими учету. В соответствии с п. 27 Методических рекомендаций, сотрудникам надо предоставить, среди прочего, справочную информацию по мобилизации и подготовке к ней.

Современные программные продукты позволяют автоматизировать часть ВУР, формировать и выводить на печать разные документы по воинскому учету.

Практическая часть

При приеме на работу, в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса , соискатель обязан предъявить военный билет, временное удостоверение или справку взамен него. На практике кандидаты иногда уклоняются от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т. д. В таком случае работодатель вправе отказаться от заключения трудового договора с соискателем, по крайней мере до момента предоставления всех документов. Работодатель может пойти навстречу и взять с будущего сотрудника письменную расписку, в которой указан срок предоставления документа.

Другой вариант — самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.

В любом случае отсутствие военного билета надо зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности за нарушение требований закона об учете военнообязанных.

При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительного военного билета или приписного свидетельства. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2 недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна.

С 19.10.2019 обязательному контролю подлежит наличие и подлинность персональных электронных карт, если в документах указано, что они выданы.

Ответственное лицо снимает копию или сканирует военный билет (заменяющий его документ) полностью или со всех страниц, на которых есть записи.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)

Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях включает в себя и такое отдельное направление как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении гражданам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки, и от призыва на военные сборы.

Нормативное и методическое обеспечение и контроль за этим осуществляет Межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.

Для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.

Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Впоследствии данное решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.

Бланки формы № 4 (удостоверения об отсрочке) по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании необходимо заполнить форму.

Отчетность для работодателей

Компании предоставляют отчеты по учету:

  • в федеральные органы государственной власти или в головной офис;
  • в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • в отдел военного комиссариата по месту нахождения (юридический адрес) компании.

Ежегодными отчетными документами о состоянии работы по бронированию ГПЗ являются:

  • отчет о численности работающих и отобранных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6;
  • доклад (пояснительная записка) о состоянии работы в этой сфере за отчетный период;
  • карточка учета (форма № 18).

Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения.

Предприятия, где не ведется бронирование, предоставляют в качестве отчета форму № 18.

Контроль за исполнением законодательства

Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) проводится один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК, поэтому безопаснее своевременно заполнять все необходимые документы по учету и проводить плановые мероприятия.

Проверки осуществляют представители военкомата или органов местного самоуправления. Они должны оценить военно-учетную работу юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту предоставляемых документов (после получения доступа к личным карточкам сотрудников, планам работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.

Отказ от выполнения требований закона грозит ответственностью на основании . В соответствии со , непредоставление руководителем или другим должностным лицом работодателя и должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 рублей.

>>Организация воинского учета и его предназначение

3.2. Организация воинского учета и его предназначение

Организация воинского учета

Воинский учет - это составная часть воинской обязанности граждан. Российскому учету подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.

Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на воинском учете. Исключение составляют граждане:

Освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
- проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военно-учетной специальности (военно-учетная специальность - категория воинского учета, указывающая военную специальность, полученную при окончании определенного образовательного учреждения);
- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Воинский учет призван определить возможности государства по обеспечению комплектования Вооруженных Сил личным составом.

История нашего Отечества свидетельствует, что необходимость обороны государства, защита интересов России постоянно выдвигали требования по совершенствованию системы комплектования Вооруженных Сил личным составом с учетом возможностей страны по народонаселению.

Служба в постоянных войсках разделилась на службу действительную и службу в запасе. Общий срок службы для состоящих в частях пехоты и артиллерии определялся в 18 лет, из них 3 года действительной военной службы и 15 лет в запасе; для состоящих в частях всех прочих родов войск - в 17 лет, из них 4 года действительной военной службы и 13 лет в запасе.

Нижние чины сухопутных войск после увольнения с действительной военной службы в запас армии состояли 7 лет в запасе первого разряда, а остальное время, до окончания общего срока службы, - в запасе второго разряда. Состояние в запасе ограничивалось достижением 39-летнего возраста.

Таким образом, исторически сложилась система воинского учета всех граждан России, которые в случае необходимости могут быть призваны в ряды вооруженных сил, чтобы с оружием в руках защищать свое Отечество.

Воинский учет граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

В документах по воинскому учету содержатся следующие сведения о гражданине:

Фамилия, имя, отчество;
- дата рождения;
- место жительства;
- семейное положение;
- образование ;
- место работы;
- годность к военной службе по состоянию здоровья;
- профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;
- основные антропометрические данные (длина тела (рост), окружность грудной клетки, масса тела (вес), мышечная сила кисти, жизненная емкость легких (спирография);
- прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;
- прохождение военных сборов;
- владение иностранными языками;
- наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
- наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;
- возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
- наличие судимости;
- бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Первоначальную постановку на воинский учет осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

Если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается главой органа местного самоуправления (местной администрации) в следующем составе: военный комиссар района, города (без районного деления) или иного административно-территориального образования либо заместитель военного комиссара - председатель комиссии; специалист по профессиональному психологическому отбору; секретарь комиссии; врачи-специалисты.

Вопросы и задания

1. Воинская обязанность, ее предназначение и содержание.
2. Воинский учет и его организация.
3. Данные, которые содержатся в документах по воинскому учету.
4. Первоначальная постановка граждан на воинский учет, сроки его проведения.
5. Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
6. Обязанности граждан по воинскому учету.

Смирнов А. Т., Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2002. - 159 с. - ил.

Библиотека с учебниками и книгами на скачку бесплатно онлайн , ОБЖД для 11 класса скачать , школьная программа по ОБЖД, планы конспектов уроков

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки